Такой сэнгокупедии нет и в Японии.
Крэйг Лейкок
Существуют много литературы про самураев и их вооружения, образе жизни и про историю становления сегуната в Японии. Не будем останавливаться на периоде, охватывающую игру, а продолжим краткое введение по юнитам Shogun 2. Можно представить (по предыдущему творению "Творческого Собрания") какие юниты будут присутствовать в игре. Мы увидим малую часть тех воинов (14 юнитов), которые были в самурайской армии того периода. Думаю, можно лишь предположить, исходя из первого Сегуна какими будут подразделения войск. Из ополчения мы увидим асигару (Ashigaru), яри асигару (Yari Ashigaru), аркебузиров асигару (Arquebus Ashigaru) и мушкетеров асигару (Musketeer Ashigaru), а из регулярной армии самураев-лучников (Samurai Archers), яри самураи (Yari Samurai), нагинатаносчиков те же самые алебардщики (Naginata Samurai), меченосцев (No-Dachi Samurai), воинов монахов (Warrior Monks). Самураи лучники на конях (Cavalry Archers), кавалеристы копьеносцы (Yari Cavalry), прообраз уланов или аналог рыцарей, кому, что по душе и тяжелобронированные всадники (Heavy Cavalry). Из заявленных 14 юнитов в игре не хватает двух. Пища для раздумий. Один известен - это легендарные герои мифов и жизни Сэнгоку Дзидай. Такие, как мастер меча Миямото Мусаси, монах Монкэ или великан Тамэтомо.
Все примеры приведены исходя из первой части игры Shogun: Total War.
Начнем введение в курс молодого бойца с многочисленной пехоты. Точнее с асигару. Они подразделялись на слабовооруженные асигару крестьян и на регулярные асигару на иждивении местного сюзерена. Регулярные пехотинцы асигару носили более дорогие и лучше бронированные доспехи тогда, как крестьяне-асигару или вовсе не носили или носили то, что достанется от отца. Наверное, только в конце 16 века даймэ вооружали свою армию приличным вооружением. Асигару делились на копейщиков, лучников и аркебузиров. Были и меченосцы асигару с мечами нодати.
Асигару-копейщики - пешие воины низшего ранга с копьями. Большую часть японской пехоты составляли именно асигару-копейщики, получавшие оружие и доспехи как и все асигару от сюзерена, которому они служили. Одним из типов так называемых «одалживаемых доспехов» были дешёвые складные доспехи (татами до), состоящие из прямоугольных кожаных или металлических пластин, нашитых на матерчатую основу. Промежутки заполнялись кольчужной сеткой, а сами пластины покрывались чёрным или красным лаком. В комплект входил и шлем подобной складной конструкции (татами-кабуто). Для защиты шеи у него имелась простейшая конструкция назатыльника (сикоро). Характерной деталью экипировки асигару были отличительные флажки (сасимоно), крепившиеся на задней части доспехов. На сасимоно обычно изображался герб (мон) сюзерена, а цвет мог указывать на принадлежность к тому или иному воинскому подразделению. Из оружия – пара «одалживаемых мечей» (окаси-гатана) и вариант копья (яри) с двумя поперечными клинками разной длины (катакама-яри). Классические копья яри имели обоюдоострый клинок длиной от 15 до 90 см, а длину древка – от 1,5 до 2,5 м. Их держали двумя руками, применяя различные перехваты, колющие и рубящие удары и удары подтоком. Для борьбы с конницей первые шеренги пехотинцев вооружались очень длинными копьями – от 3 до 6 метров.
В отличие от самураев, которые сражаются в одиночку, они должны помнить о товарищах. Копья всех бойцов должны двигаться синхронно, в одном ритме. Когда в поединке сходятся два бойца, они могут действовать по своему усмотрению, но когда копьями действуют массы солдат, они должны действовать совместно, и никто не должен выбиваться из коллектива. Успехом для копейщиков будет сбить сасимопо (буквально «флаг», но здесь употребляется в значении «всадник») противника. Чтобы сбить всадника достаточно ударить копьем в брюхо его коню. Выстроившись в шеренгу, встав на расстоянии трех сяку друг от друга, асигару ждали приближения противника. Если противник ведет конную атаку, первая шеренга встает на одно колено и ложит копья на землю. За секунду до того, как противник сомнет ряды, копейщики поднимают копья на уровень конской груди. Когда копье вонзится в цель, им приходилось держать копье очень крепко. Пронзив копьем человека или лошадь, они должны подавить желание выдернуть копье, его надо держать до конца. Если противник начал отступление, преследовали его на расстояние одного чо. Асигару копейщики обычное "пушечное мясо", прикрытия для лучников.
Сяку - яп. мера длина равная примерно на 30,3 см.
Чо - 109,9 метров.
Асигару-лучники или юми асигару.
Исскуство стрельбы из лука в средневоковой Японии было известно под общим термином сягей. Для средновекового японского воина значение слов "война" и "лук и стрела" были синонимами. О боге войне Хатимане люди говорили как о юми-я-но-хатиман, левая рука по-японски юнде (юми-но-тэ - рука, в которой держат лук). Резкий взлет интереса к луку у древних японцев наблюдается во второй половине периода Ямато (300—710 гг.), что было вызвано появлением лошадей, завезенных с континента в конце IV — начале V в. Это вызвало революцию в тактике и вооружении. На смену пехоте, вооруженной топорами, копьями и короткими мечами, приходят всадники с луком и длинным мечом. Однако лучник итэ, также называемый держателем лука юми-тори или конным лучником ума-юми, в Древней Японии был обязательно знатным воином. Нужно ставить одного лучника между двумя аркебузирами, чтобы тот мог прикрыть их во время перезарядки. Командовал лучниками офицер в должности юми ко-гасира. Когда противник далеко, следует приберечь стрелы в колчане. Когасира должен отдать команду, когда следует начинать стрельбу. Определить расстояние, на какое нужно подпустить противника, непростое дело. Опять, главной целью лучников были кони: Когда противник наступает плотной массой, асигару разделялись на два отряда и стреляли. Если противник движется верхом, они били по лошадям. Как и аркебузиры, лучинки должны были при необходимости вступить в рукопашный бой. Такая тактика всегда успешна. Бесполезно стрелять, если приходится поднимать глаза, чтобы увидеть лица врагов. Вот секреты использования луков... Неожиданная атака китайцев на японский лагерь под замком Ульсан в 1597 году была отбита благодаря хладнокровным действиям лучников-асигару. Командовал лучниками молодой герой-самурай:
«Противник атаковал лагерь, где находился самурай Рейзей Минбу, служивший клану Мори. Минбу вскоре погиб. Гибель самурая заметили со стен замка. Молодой самурай Иосими Тайзе, которому было всего 18 лет, был уже превосходным мастером пути лука и стрелы. Он собрал вокруг себя лучников и приказал им: «Подпустите противника ближе, тогда ваши стрелы не пропадут даром. Его отряд вступил в бой с тысячами врагов».
В игре мы вряд ли увидим асигару лучников.
Асигару аркебузиры.
К окончанию периода Момояма аркебузир стал наиболее уважаемым асигару в армии самураев. Он был вооружен тэппо, как японцы называли легкое фитильное ружье, в котором горящий фитиль опускался к запальному отверстию с затравочным порохом, воспламенявшим основной заряд в стволе. Ствол был металлическим и крепко соединялся с деревянным ложем и рукоятью-прикладом, а шомпол носился снизу. Ружье заряжалось порохом и пулей, а затравочный порох насыпался на пороховую полку, которая впоследствии стала закрываться медной крышкой для предотвращения преждевременного выстрела. Запальный фитиль асигару наматывал на левую руку (на один день требовалось около шести футов тлеющего фитиля) и зажимал в S-образном курке, называемом «серпентином», который взводился путем оттягивания назад внешней медной пружины. Асигару разжигал фитиль, открывал предохранительную крышку и, нажав на спусковой крючок, опускал тлеющий фитиль к запальному отверстию. Порох хранился во фляжке, которая носилась на правом боку, а пули — в кожаном мешочке. Запасные пули и порох можно было взять у носильщика боеприпасов, который переносил их в укрепленном деревянном ящике на спине. На некоторых иллюстрациях изображены асигару с запасными шомполами за спиной. Шомполы были и деревянными, и поломка такого шомпола при отсутствии запасного могла вывести аркебузира из строя. Шомпол использовался тэппо когасира, командиром стрелкового подразделения, в качестве «командирского жезла». Посредством шомпола командир отдавал команды свои подчиненным зарядить оружие или открыть огонь. Иногда шомпол хранился внутри бамбукового стебля. Обычно стрелковый отряд состоял из 30–50 аркебузиров с одним когасира на каждые десять человек. На марше аркебузы закидывались за спину и крепились на шнуре, на котором асигару носил мешочек для полезных вещей, или переносились на поясе в мешке или лакированном водонепроницаемом ящике. При любом типе боевого построения перестрелка между враждующими армиями начиналась с дистанции около 100 метров.
Стрельба производилась залпами под надзором теппо касира по командам теппока гасира. Общее командование отрядом осуществлял самурай на должности асигару тайсё. Этот офицер из всех самураев находился ближе всего к передовым линиям. Он следил за результатами огня своих подчиненных. Когда боевой порядок противника под огнем размягчался, следовала атака копейщиков, за которыми следовали самураи верхом на конях. В этот момент аркебузиры перестраивались, уходя под прикрытие копейщиков. Аркебузиры действовали совместно с лучниками. Последние продолжали стрельбу, пока первые перезаряжали оружие. Реакция на огонь аркебуз была различной. При Мураки в 1554 и при Ма-руне в 1560 году стрельба из аркебуз залпами оказалась эффективной даже против укреплении. Уроки были извлечены и из использования аркебуз при Нагасино. Иногда стрельба из аркебуз приводила к неожиданным результатам. Так, в ходе осады замка Осака, засевшие в замке ронины (самураи, потерявшие хозяев), бросились в атаку, когда по ним открыли огонь из аркебуз. Несмотря на шум и приближающегося противника, аркебузиры должны были действовать хладнокровно, четко перезаряжая ружья, предотвращая вероятность осечки и преждевременного выстрела.При Нагасино изгородь, за которой укрылись пехотинцы с пятиметровыми копьями, обеспечивала защиту аркебузирам. Возможно, кому-то из конников Такеда удалось прорваться через бреши в изгороди. Но их сравнительно легко ликвидировали самураи и асигару, охранявшие аркебузиров. Кроме того, перед изгородью образовывалась густая пелена дыма, которая затрудняла ориентацию наступающих. Не следует забывать, что в те времена был известен только примитивный дымный порох.
Первый огнестрельный отряд способный уничтожать любого противника. Во-первых, стреляют только прямой наводкой, а это значит, что перед ними нельзя выставить заслон из нагината самураев; во-вторых, имеют радиус обстрела меньше чем лучники, что делает их уязвимыми для последних; в-третьих, обладают низкой скорострельностью. Ну и, наконец, вам не видать аркебузиров как своих ушей, если не примете христианство, что может повлечь за собой волнения и политические разногласия с соседями.
Яри самураи или самураи копейщики.
Любопытно, что в качестве древкового оружия № 1 копье стало фигурировать в Японии достаточно поздно, с XV века. До того основным древковым оружием там была нагината с длинным лезвием. Самые ранние виды японских копий назывались хоко и имели ромбовидный наконечник длиной 25 см, который мог снабжаться дополнительным крюком, загнутым вниз. Одновременно с этим видом копий существовало "ручное копье" (яп. тэ боко), представляющее собой длинное прямое обоюдоострое лезвие на примерно тридцатисантиметровой рукояти. Таким копьем в ближнем бою можно было и колоть (причем не только по прямой, но и сверху вниз и снизу вверх), и рубить. В период Камакура (XII - XIII вв.) копье приобрело уже свою нормальную длину, являясь единственным японским оружием, имеющим обоюдоострую заточку. Таких копий было очень много. С этого времени их стали называть термином "яри". Копье с более длинным, почти мечевидным наконечником называлось су яри (со яри) и очень широко использовалось, особенно в течение XV в. Столь же было известно катакама яри, снабженное массивным крюкообразным лезвием, загибающимся вверх. Катакама яри - любимое оружие самураев высокого ранга. Особенно известным и умелым в обращении с ним был генерал Като Киемаса, сподвижник Тоётоми Хидэёси и активный участник японо-корейской войны 1592-1598 гг., во время которой он перебил этим оружием немало тигров. На гравюре он красиво пригвождает зверя к земле, зажав его шею между двумя остриями копья. Боковым острием этого оружия можно очень удобно захватить копье противника во время сшибки или, сделав вид, что собираешься колоть основным острием, внезапно повести оружие совсем под другим углом и нанести удар им. При вращении копья очень сложно определить направление удара вторым лезвием.
Легкое обмундирование позволяет им делать быстрые марш-броски и при этом довольно медленно уставать. На начальной стадии игры идеальный отряд обороны. Позднее – подкрепление, мобильная оборона. Защита от конницы.
Юми самураи или юми-тори.
Издревле для японцев и для многих стран Азии лук считался олицетворением божественного дара. Лучник итэ, также называемый держателем лука юми-тори или конным лучником ума-юми, в Древней Японии был обязательно знатным воином. Военная аристократия буси и придворная знать кугэ с детства обучались обращению с луком. Размеры армии в Древней Японии также измеряли по количеству луков, то есть количеству знатных хорошо вооруженных всадников. В средневековой Европе армию исчисляли по количеству копий, то есть количеству рыцарей, чьим основным оружием было копье. Большой боевой лук дайкю (или о-юми, не путать был длиной 2,2 м, но некоторые известные экземпляры имели длину 2,5—2,8 м. Сила натяжения го столь большого лука даже простой конструкции должна была быть значительной. Однако уже в начале периода Хэйан (794—1185 гг.) лук стали дополнительно усиливать бамбуком на той стороне, которая дальше всего от стрелка, когда он натягивает лук. К середине этого периода лук был еще усовершенствован дополнительной облицовкой бамбуком внутренней стороны древка лука. В период Муромати (1333—1573 гг.) деревянную основу лука стали покрывать бамбуком со всех четырех сторон, а затем и делать почти целиком из бамбука. Вместо использовавшейся прежде деревянной сердцевины, теперь между лицевой и тыльной сторонами древка лука приклеивались перпендикулярно друг другу три или четыре бамбуковые планки, а дерево использовалось только в качестве оболочки по бокам. Это еще более увеличило его мощность. Использовались для прикрытия основных сил.
1 - перчатки лучника югакэ, 2 - шлем кабуто с декоративными рогами кувагата (3),
4 - отогнутые края назатыльника шлема фукигаэси, служащие для защиты шеи и лица от ударов мечом сбоку, 5 - защитная маска мэн-гу, закрывавшая у воина щеки и подбородок, а иногда и все лицо, 6 - латное ожерелье надова, 7 - кираса до, 8 - наплечник содэ, 9 - нарукавник котэ, 10 - поножи сунэатэ, 11 - воидатэ, 12 - кусадзури.
Также как и асигару лучники уязвимы для атаки конницы, но убойны и точны чем аналоги крестьяне. Их можно считать основным отрядом дистанционной борьбы. Надо сказать, что юми - лук асимметричный и освоить Кюдзюцу, искусство стрельбы из него, было весьма нелегко, поэтому умелых лучников очень уважали. Главное предназначение – изматывать противника перед атакой. Им следует избегать рукопашной. Не способны сами уничтожать значительные силы врага, но эффективны для поддержки своих. Главное – не стрелять по противнику, если свои уже напали на него.
Нодати самураи или держатели нодати.
Нодати - "длинный полевой меч". Использование нодати в помещениях или других ограниченных пространствах представляет определённые трудности. Основной причиной того, что использование таких мечей не было повсеместным было то, что клинок значительно труднее выковать, чем клинок меча обычной длины. Этот меч носили за спиной из-за его больших размеров. Это было исключением, потому что другие японские мечи, такие как катана и вакидзаси носили заткнутым за пояс, а тати подвешивался лезвием вниз. Однако нодати не выхватывали из-за спины. Из-за своей большой длины и веса, он был очень сложным оружием. Одним из назначений нодати была борьба со всадниками. Часто он используется вместе с копьем, потому что с длинным лезвием он был идеальным для поражения противника и его коня одним махом. Из-за своего веса он не мог применяться везде с легкостью и, как правило, отбрасывался, когда ближний бой начинался. Меч одним ударом мог поразить сразу несколько вражеских солдат. После использования нодати самураи применяли для ближнего боя более короткую и удобную катану.
Самураи с нодати - воины с двуручными мечами – идеальный штурмовой отряд пехоты. Единственный недостаток – нулевая защита. Рубят на «суши» любого встречного, если их не контратакуют.
Самураи с нагината или глефисты.
Дословный перевод нагинаты— «длинный меч» — холодное оружие с длинной рукоятью овального сечения (именно рукоятью, а не древком, как может показаться на первый взгляд) и изогнутым односторонним клинком. Рукоять длиной около 2 метров и лезвие около 30 см. В ходе истории стал значительно более распространенным укороченный (1,2-1,5 м) и облегченный вариант, использовавшийся при тренировке и показавший большую боеспособность. Является аналогом глефы (хотя часто по ошибке именуется алебардой), но значительно более легкая. Первые сведения об использовании нагината относятся к концу VII века. В Японии существовало 425 школ, где изучали технику боя нагинатадзюцу. Была излюбленным оружием сохэев, монахов-воинов. В мирное время нагината использовалась женщинами из класса самураев для защиты своего жилища. Самурай с нагинатой это обычно пеший самурай, вооруженный саблей-мечом на деревянной рукоятке. Носит тяжелую броню, что повышает его «живучесть», но снижает маневренность. Поэтому нагината-самурай лучше всего подходит в обороне для сдерживания противника.
Идеальный отряд стационарной обороны и убийца зазевавшейся кавалерии. Маловосприимчивы к атакам лучников. Недостатки – малая скорость, быстро устают.
Монахи воины или сохэй.
Принято считать, что буддизм очень миролюбивая, пацифистская религия, но это мнение ничего общего с истиной не имеет. Лучшим доказательством крайней нетерпимости и агрессивности буддизма служит существование воинствующих монахов, игравших заметную роль в средневековой Японии. С X века действовали две крупнейшие буддистские секты с центрами в Наре и на горе Хиэй. Эти монастыри содержали многочисленные собственные армии, которые терроризировали округу. Монахи, вооруженные нагинатами (длинными копьями), а также мечами и луками, участвовали во многих конфликтах X-XIV вв., смещая с трона императоров и не уступая самураям в бою. В период Сенгоку XV-XVI вв. приемы ведения войны японских монахов изменились. Влиятельность старых монастырей в Нара и Хиэй уменьшилась, зато на первый план выступили новые секты, такие как Ничирен-сю и Синею. Секта Синею сумела собрать такую мощную армию, что свергла даймё (баронов) и организовала собственные «княжества». Укрепленные монастыри в Нагасиме и Исияма-Хонгандзи не уступали по силе самурайским замкам, а Исияма-Хонгандзи выдержал самую продолжительную в истории Японии осаду. Монастыри служили центрами технического прогресса, в частности, монахи из Негородзи славились своим искусством стрельбы из мушкетов. Воинствующие монахи XVI века отличались меньшим единообразием в одежде. Некоторые из них носили обычные кимоно и накидки, тогда как на диораме в Оказаки воины Икко-икки показаны в монашеском облачении, с выбритыми головами, некоторые имеют доспехи. На других иллюстрациях показано. что Икко-икки мало похожи на традиционных монахов, и одеваются достаточно пестро, по-крестьянски. Их командиры могли носить самурайскую одежду и доспехи. С равной частотой встречались монашеские облачения, крестьянские накидки из соломы, солдатские шапки-дзингаса, а также самурайские шлемы и детали доспехов. Оружие и доспехи обычно приобретались монахами после сражения. Оружие многих воинов состояло из меча и кинжала или нагината. Прямое копье, появившееся в XIV в., также часто встречалось у воинствующих монахов. Некоторые из них вооружались аркебузой. Аркебуза с простым фитильным замком завезли в Японию португальцы в 1543 году. Храмы секты Синею активно использовали аркебузы. По-видимому, армии Икко-икки были достаточно хорошо организованы и оснащены, их нельзя назвать толпой вооруженных крестьян. Характерной чертой армий Икко-икки были штандарты с буддийскими лозунгами. Многие из них были вытянуты в длину, представляя собой побори, закрепленные на Г-образном древке. Чаше всего на штандарте писалась молитва амидистов: «Наму Амида By ну» (Приветствуем Будду-Амида»). Встречалась также надпись типа «Тот, кто наступает, будет спасен, отступающий отправляется в ад». Воины секты Логоса несли на штандарте девиз «Наму Мёхо Ренге Кё» («Приветствуем Лотос Божественного закона»). Встречалась и другая буддийская символика, например, сотоба — серия фигур, символизирующих взаимоотношения человека и небес. Сектанты из Исияма-Хонгандзи часто использовали на штандартах изображение журавля.
В игре самый сильный пеший воин, сочетающий в себе качества самурая и религиозный фанатизм. Боевые монахи обладают самой высокой моралью, и само их присутствие на поле боя вселяет священный ужас в сердца врагов (если они буддисты; христианам же все равно). Прекрасно чувствуют с копецщиками и не уступают самураям с нагинатой, но уязвимы перед лучниками и аркебузирами. Не говоря о конных самураях.
Конные лучники или ума-юми.
Резкий взлет интереса к луку у древних японцев наблюдается во второй половине периода Ямато (300—710 гг.), что было вызвано появлением лошадей, завезенных с континента в конце IV — начале V в. Это вызвало революцию в тактике и вооружении. На смену пехоте, вооруженной топорами, копьями и короткими мечами, приходят всадники с луком и длинным мечом. Древние луки юми были простыми, то есть были сделаны из одного куска древесины. Однако уже тогда сложилась та уникальная асимметричная форма, которую нельзя найти больше нигде в мире: две трети длины лука (36 обмотанных тростником участков, по сравнению с 28) находятся выше рукояти и только одна треть — ниже. Это позволяло конному лучнику держать
большой лук в вертикальном положении и не задевать при этом за шею коня. На протяжении X и в начале XI в. растущая доступность лошадей привела к дальнейшим изменениям в тактике боя, который теперь в значительной мере определялся умением воинов пускать стрелы на полном скаку, а в последний момент изменить курс, чтобы перегруппироваться. Умение владеть луком стало считаться столь важным, что термин кюсэн-но-иэ стал означать "семья самурая", хотя буквально он означает "семья лука и стрел". Для того чтобы натянуть тетиву, лучник поднимал лук над головой, чтобы не задеть лошадь, затем, опуская лук, он разводил обе руки так, что в конце концов левая рука была вытянута прямо, а правая кисть находилась около уха. Другой стиль, использовавшийся пешими воинами, напоминал европейский: когда начиналось натягивание тетивы, лук держали горизонтально на уровне талии. Чтобы натянуть тетиву этих несимметричных луков, надо свободно держать рукоять, так как верхнее плечо движется вперед по дуге, в конце достигая положения, при котором рукоять сильно отклонена от вертикали. Чтобы освободить тетиву, пальцы, поддерживающие большой, расслаблялись, тетива соскальзывала с перчатки, и, когда она возвращалась в положение покоя, лук вращался в руке, а тетива касалась внешней стороны руки, державшей рукоять. Такое вращение лука называлось юкаэри. Это делало ненужным использование напульсника для защиты внутренней стороны запястья, хотя иногда для предохранения одежды на левой руке носили специальный рукав юготэ.
Очень быстр и мобилен. Способен осыпать противника градом стрел и тут же скрыться. Особенно эффективен против плохо организованных частей. Хотя проигрывают пешим лучникам в точности.
Всадники яри.
Кавалерия являлась ударной силой в самурайских армиях периода 11 - 14 веков. С началом же 15 века стало постепенно происходить увеличение численности армий воюющих сторон, прежде всего за счет пехотинцев-асигару. Вооруженная аркебузами и копьями, сражающаяся в плотном построении, пехота постепенно играла все более важную роль на полях сражений средневековой Японии. Пропорция между всадниками и пехотинцами в армиях конца 16 - начала 17 века колебалась от 1 к 10 до 1 к 20. Вместе с тем эти изменения произошли не сразу, и самурайские армии проделали определенный путь эволюции от периода Муромати до битвы при Секигахара. В начале 16 века доспехи старых типов со шнуровкой кэбики-одоси стали уступать место более практичным доспехам типа тосэй-гусоку, разновидности которых использовались вплоть до окончания гражданских войн в Японии в начале 17 века. В этот доспех входила в том числе и кираса могами-до.
Самый быстрый воин в игре. Используется для внезапных наскоков с целью удара по тылам и флангам. Гроза для лучников, огонь которых малоэффективен по быстро движущимся мишеням. Яри-конник способен также догнать конника-лучника и разделаться с ним в рукопашном бою.
Тяжелая конница.
Тяжелобронированный конник, вооруженный мечом. Элита самурайской армии (что и отражается на цене). Одинаково хорош в наступлении и обороне – вгрызается как танк, сметая все на своем пути. Противостоять ему могут только воины, вооруженные копьями (Yari Samurai, Yari Cavalry, Yari Ashigaru), и мушкетеры. Единственный недостаток – медлителен и малоповоротлив для конника. Почти неуязвим для лучников.